Социализация

«Социальный мир» является интегративным. Этот раздел представлен следующими направлениями:

  • Труд  взрослых;
  • Художественная литература;
  • Этикет и ситуации общения;
  • Предметный и рукотворный мир;
  • Краеведение;
  • Безопасное поведение;

так же совместно организованная деятельность воспитателя и детей. Программой предусмотрено проведение шести занятий в месяц по разделу «Социальный мир». На занятиях дети осваивают обобщение, простейшие закономерности. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Ориентация детей в образовательной области.

Через раздел  «Ребенок и взрослые»  охватываются следующие представления о людях ( взрослые, дети ). Общий ход возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек. Проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике взрослых людей, разнообразие мужских и женских имён. Многообразие социальных ролей,  выполняемых взрослыми: женщина дома – любящая мать, на работе – умелая труженица, в свободное время – спортсменка, туристка, вышивальщица.
Понимать, что взрослые испытывают разные эмоциональные и физические состояния,   это проявляется в мимике, жестах, действиях, интонации голоса. Понимании того, что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища.

Семья.

 Представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи ( переписка, разговор по телефону, посещения ), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых культурных традиций своей семьи, любимых занятий членов семьи ( моя мама любит печь пироги, брат занимается «лего»,…).

Родной город.

Понимание того, что одной город — это место, где проживает ребёнок и его семья, работают родители. Это улицы, некоторые общественные учреждения города ( магазины, поликлиники, кафе, кинотеатры и прочее )  их назначения. Правила поведения в городе, уличного движения, уважение к горожанам.
Родная страна.   Государственный флаг и герб России. В России живут люди многих национальностей, у них есть внешние особенности, свой национальный язык, одежда, традиции. Толерантность по отношению к людям разных национальностей.

Организация опыта освоения образовательной области по этим разделам:
– Дети проявляют интерес к жизни и деятельности людей в обществе. Вместе мы обсуждаем интересные события в семье, рассматриваем картинки, фотографии. Сравнивают во внешнем облике людей, задают очень много вопросов. Используем игры: назови 5 имён девочек, мальчиков — некоторые дети испытывают затруднения. Проводим беседы: назови имя, отчество мамы, папы ? С кем ты живёшь? Как называется город в котором ты живёшь?
Создаём различные проблемные ситуации, учимся их анализировать, выделять мотивы поведения детей, положительные или негативные действия, выражать отношение к поступкам с позиции известных правил. Так как у нас в группе ещё проходит адаптация детей друг к другу, к игрушкам, много проводим бесед, используем пословицы, поговорки, чтение художественной литературы. Всем приятны ласковые слова: Давайте  говорить друг другу комплименты; Помоги товарищу.
Ребята знают название своей страны, государственный флаг России, понимают, что это большая страна, в ней есть много больших и малых городов. Знают президента нашей страны В.В. Путина, что он много делает для народа.

В разделе «Ребёнок и сверстники» так же даём представления о детях разного возраста и пола, о некоторых характерных особенностях их внешности, одежде. Учим понимать, что самые маленькие дети, младшие братья, сёстры нуждаются в заботе и внимании старших детей. Знание того, в чём конкретно могут проявляться внимание, забота старших о малышах ( в помощи, в обучении, в положительных примерах, защите, умении доставить им радость.).

Учимся соблюдать установленный порядок в группе, регулировать свою активность, учитывать права других детей, уступать друг другу, быть вежливыми и внимательными, не шуметь потому, что внизу спят малыши. Проявлять элементарную ответственность: выполнять порученное дело до конца, старательно, аккуратно. Если совершил оплошность: насорил, разлил — убери за собой; нечаянно толкнул товарища — извинись. Учимся обсуждать поступки литературных героев, высказывать своё мнение о них. «А как бы ты поступил?» «Что ты думаешь о таком поступке?»
В разделе «Отношение ребёнка к самому себе»  учим детей знать своё имя, отчество, фамилию, пол, возраст, место жительства, адрес, знать членов семьи, ближайших родственников.

Располагать некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов ( надо дышать свежим воздухом, следить за чистотой рук.). Знать особенности своего организма и здоровья ( мне нельзя есть молочное, у меня аллергия, мне нужно носить ортопедическую обувь- у меня плоскостопие ).
Понимать значение укрепления здоровья, спортивных упражнений ( это прогулки, зарядка, физкультурные занятия, посещение спортивных кружков — Матвей Б., Артём С., Аня С., Ваня Д. ). Понимать, как обращаться с электроприборами, с огнём, знать об элементарной помощи ( учились по телефону вызывать службы экстренной помощи). Знать отдельные правила уличного движения — рассматриваем иллюстрации, проводим беседы «Где и как нужно переходить дорогу?» «Для чего нужен светофор?»
Работая по этим разделам мы замечаем, что ребёнок имеет представления о правилах культуры поведения в обществе, часто их разрушает, нуждается в постоянном контроле взрослого.
– Часто конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению других, отказывается от выполнения общих правил, проявляет равнодушие к другим.
– Не внимателен к указаниям старших, не замечает своих промахов и недостатков.
– Социальные представления ограничены, познавательный интерес к социальному миру, городу снижен.
– Выражено отставание в развитии связной речи.
В разделе «Ребёнок познаёт предметный мир» приобщаемся к труду. Наша задача — помочь ребёнку свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
В разделе «Предметный мир» учим детей использовать систему обследовательских действий ( погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и т. д.).
– Сравнивать предметы разных видов, вычисляя и сопоставляя различия и сходства предметов и материалов, обобщая результаты сравнения ( что разное, чем похожи ).
– Точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть обследовательские действия. Составлять описательный рассказ о предмете.
– Группировать предметы ( овощи, фрукты ) на основе существенных признаков.
В направлении «Труд взрослых» даём представление о роли труда взрослых в жизни людей на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, о разнообразии профессий.
– О роли современной техники в трудовой деятельности, о роли машин и механизмов в труде человека, используя игрушки, иллюстрации, художественную литературу.
– Общее представление и о том, где и кем работают родители ребёнка через беседы.
В направлении «Самообслуживание и детский труд» наша задача — помочь ребёнку освоить позицию субъекта элементарной трудовой деятельности, то есть понимать свою роль в повседневном труде, самостоятельно выполнять необходимые трудовые процессы, осуществлять самоконтроль, осознать свои способности и реализовать их в самообслуживании, хозяйственно-бытовом, ручном труде, труде в природе ( чистка одежды и обуви, не сложная починка игрушек, книг, одежды, наведение порядка в групповой комнате и на участке, изготовление игрушек и поделок, уход за растениями и животными и т. д. ).
В обязанностях дежурных по столовой, уголку природы, через выполнения требований гигиены, правил обращения с инструментами ( ножницами) и бытовой техникой ( пылесос, миксер, телевизор и т. д.) – под контролем взрослых.
Работая в этом направлении мы отметили для себя, что:
– интерес ребёнка к труду неустойчив;
– представления о труде взрослых, их профессиям, поверхностные, недостаточно отчётливые, а у некоторых детей совсем нет никаких знаний где и кем работают родители;
– нет выраженного стремления к самообслуживанию, ребёнок самостоятельно не следит за своим внешним видом, не видит необходимости повседневного труда;
– результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий. У некоторых детей совсем отсутствует желание трудиться, помочь товарищу, взрослому.
Образовательная область «Социализация» проходит через трудовую деятельность. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается.
В старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр: в сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, играх- драматизациях, народных, хороводных, развивающих играх-экспериментированиях, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Наша цель — обогащать игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым, влияние игры на его развитие.
Обогащение содержательной стороны сюжетной игры происходит за счет чтения и обсуждения произведений художественной литературы, бесед с детьми. Тематика сюжетно-ролевых игр связана с социальной действительностью. Воспитатель побуждает детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнёру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Дети учатся проговаривать часть игровых событий и называть место действия. Продолжать развивать умение в режиссерских игах вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
В старшем возрасте больше используется игр-экспериментов с разными материалами. Игры с водой,  льдом, снегом, такие, как  «Очистим воду»,  «Игра цвета»- делать цветную воду,  «Волшебная соль»- выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевой раствор., «Соревнование мыльных пузырей», «Наливаем-выливаем»,  «Делаем фонтан». Игры со светом: «Пускаем солнечные зайчики», «Подаём сигналы фонариком». «Рисование свечой» – затем раскрасить красками.
Будем продолжать играть с магнитами, стеклом, резиной. Дети проявляют интерес к изготовлению фигурок из бумаги «оригами» В нашей группе много дидактических и развивающих игр, игр на сравнение предметов по нескольким признакам, на группировку объектов на основе существующих признаков. Игры связанные с ориентировкой по схеме, модели, различные виды лото, интеллектуальные, развивающие игры: головоломки, «Колумбово яйцо», «Танграм».
Но, как и во всех сферах деятельности ребёнка у нас вызывает озабоченность и требует совместных усилий в сюжетно-ролевых играх , ребёнок постоянно отражает элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащает игровое содержание. Характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей.
–  Не умеет согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми.
–  В играх с готовым содержанием ребёнок увлекается процессом игры и не следит за правилами.
–  Нет интереса к развивающим играм, отказывается от игрового решения при  первых трудностях, часто оставляет игру до её завершения.
–  Ребёнок знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил.

Написать ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика